Практически каждый владелец животного, столкнувшийся c эвтаназией, задает стандартные вопросы, от которых врачам нашей клиники каждый раз становится «не по себе». Вопросы звучат так: «А как это произойдет? Он точно ничего не почувствует? Вы же не используете то лекарство, когда животное задыхается в сознании?». Фактически, владелец уточняет у врача, не садист ли он, и не умрет ли его животное в мучениях, вместо желаемых избавлений от них.

Само понятие эвтаназия в переводе с греческого означает «хорошая, спокойная смерть». Разве можно назвать смерть от удушья хорошей?

Эвтаназия применяется в тех случаях, когда животное неизлечимо больно и испытывает сильные мучения. К таким случаям относятся онкологические больные на 5-6стадиях заболевания, на терминальных стадиях почечной недостаточности и тд. Только в таких случаях ветеринарный врач рекомендует применение эвтаназии. Настаивать на проведении эвтаназии, ни тем более принять решение самостоятельно о проведении такой процедуры, врач не имеет права. Выбор всегда остается за владельцем животного. Бывают случаи, когда животное находится в терминальной стадии болезни и смерть наступит в ближайшие часы, но даже в этом случае, ветеринарный врач не может провести эвтаназию без согласия владельца, так как по Российскому законодательству животное является объектом собственности.

Так почему же возникают такие вопросы?

По непонятным мне причинам, группа образованных ветеринарных специалистов, обладающих высокими учеными степенями, с завидным упорством настаивают на необходимости проводить эвтаназию с помощью курареподобных препаратов, (Курареподобные средства вызывают релаксацию скелетных мышц в определенной последовательности, в том числе блокируют дыхательные мышцы и диафрагму, не оказывая действия на деятельность головного мозга, то есть организм находится в полном сознании, однако не может ни пошевелиться, ни вздохнуть), что само по себе уже является утопией, так как "счастливая, безболезненная смерть" не может наступить в результате асфиксии. Смерть от удушья является мучительной, животное, лишенное возможности дышать, вследствие паралича дыхательной мускулатуры, умирает в жестоких страданиях, охваченное ужасом до тех пор, пока не произойдет потери сознания вследствие гипоксии. И беспокойство владельцев понятно, ведь ни один разумный цивилизованный человек не пожелает такой смерти никому.

Именно по этому во всем цивилизованном мире применение курареподобных препаратов для эвтаназии животных запрещено, и относится к разряду жестокого обращения с животными (например, законодательством Украины за нарушение запрета предусмотрено уголовное наказание в виде ареста на срок до 6 месяцев). Но в нашей же стране такие препараты не только не запрещают, но утверждают к применению, например, 14 декабря 2007г Россельхознадзором была утверждена Инструкция по применению препарата Киллин для бескровного умерщвления животных. Действующим веществом является изоциурония бромид – КУРАРЕПОДОБНОЕ СРЕДСТВО, НЕДЕПОЛЯРИЗУЮЩИЙ МИОРЕЛАКСАНТ.

WSAVA (Всемирная ассоциация ветеринарии мелких домашних животных, включающая в себя ассоциации более восьмидесяти стран) осуждает действия ветеринарных врачей, которые используют для эвтаназии курареподобные вещества. Ассоциация практикующих ветеринарных врачей присоединяется к WSAVA и намерена бороться с этим в соответствии с действующим законодательством. Ни один врач не имеет права с человеческой точки зрения применять курареподобные препараты с целью эвтаназии, даже если этим правом его наделяет государство.

В нашей практике такое недопустимо. Отношение к эвтаназии в ветеринарной клинике «Центр» неизменно: Эвтаназия применяется ТОЛЬКО по строгим показаниям, когда излечение невозможно, а животное испытывает страдания, и процедура проводится гуманными способами, полностью соответствуя этическим и международным стандартам.